Урок в модели
«Экология и развитие»

Более 12 лет мы апробируем новую модель школы «Экология и развитие» /В 1992г. она называлась «Экология и диалектика»/.Что же она дала нам полезного и интересного?
Прежде всего, она внесла много нового в процессе обучения. Главными стали задачи развития не только памяти, но и разных форм мышления, воображения, творческих способностей учащихся, расширение его эмоциональной сферы – обучение умениям: рисовать, лепить, петь, работать с компьютером.
Главное на наших уроках – организация совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся /т.е. сотрудничество/ на всех этапах урока. Все это позволяет сохранить познавательный интерес учащихся.
В отличие от традиционной школы в школе «Экология и развитие» просматриваются иные линии в тактике обучения.
1 - «Будите спящего пса - важно, чтобы мышление работало, искало ответ. Пусть у ребенка после урока появится «заноза» в мозгу.
2 - обучение ведется на высоком уровне трудности…
Не надо идти по пути упрощения, а напротив, предлагать учащимся в простом увидеть глубину, новые грани. /Уровень подачи материала выше уровня воспроизведения/.
3 - Побольше теоретических предложений, гипотез.
Основой учебной деятельности с первого класса становится не репродуктивная, а продуктивная деятельность учащихся. Учитель – организатор поискового процесса, а передатчик знаний. Основным методом обучения становится проблемный метод обучения.
Детей учат обсуждать факты, делать предложения, обобщения, выдвигать версии. У детей и у учителей исчезает боязнь ошибиться. Дети становятся более контактными, не боятся открыто выражать свое мнение, спорить с учителями.
Наша модель решает проблему перехода от «образования – обучения к образованию – диалогу».
При переходе из начальной школы на среднюю ступень школы, учащиеся часто ставят в тупик учителей, которые работают по традиционной методике, они все хотят высказать свои мысли, обижаются, когда учитель не всех выслушивает. Учителю необходимо импровизировать, отклоняться от продуманного плана урока и планировать свой урок совместно с детьми.
Можно сказать, что на 50% эксперимент работает на развитие учащихся, а на 50% на развитие учителя. Учитель оказывается в ситуации творческого поиска, он вынужден выходить за рамки своего предмета, формировать собственное целостное видение мира. Что принципиально нового в модели «Экология и диалектика»?
Что касается содержания образования, то оно нами ежегодно обновляется, некоторые предметы не перестали изучать. Так как не изданы все запланированные учебники, творческая лаборатория школы выбирает другие развивающие программы, имеющие такие же цели и задачи, например, «Программа-2100» /А.А.Леонтьева/ по которой работают 6 классов начальной школы; экспериментальная программа по физике /авт.Г.Н.Степанова/ и т.д.
Наша модель школы «Экология и диалектика» предполагала еще в начале 90-х годов организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. Поэтому экспериментальные классы нашей школы последовательно и целенаправленно подошли к выбору естественно – математического профиля и логично включились в Федеральный эксперимент.
Изучив идеи Л.В.Тарасова, особенно методологическую основу его модели, обобщив опыт учителей – новаторов нашей школы, передовой педагогический опыт, творческая лаборатория школы разработала основные требования к уроку введения нового материала, этапы и анализ этого урока.
6 этапов.
В традиционной методике первых три этапа отсутствуют.
1. Мотивация.
Активизация знаний.
11. Целеполагание.
111. Планирование.
1У. Деятельность по реализации плана.
У. Подведение итогов работы.
А/ рефлексия.
Б/ оценка экспертов.
У1. Коррекция.
Этапы «целеполагание» и «планирование» учитель проводит самостоятельно – ему хорошо известно, «по какой дорожке» идти, чтобы получить нужный результат, правильно решить задачу и так далее. Часто ученик при таком подходе не знает даже на шаг вперед, какие действия ему придется сделать /ведь планировал свою деятельность не он сам, а учитель за него/. Дети привыкают действовать строго по составленной учителем четкой инструкции: делай так, а теперь вот так… При этом требования учителя выполняются плохо, поскольку отсутствуют мотивы и цель. Дети работают в пассивном режиме, они не учатся – их учат!
В традиционной системе ученик отвыкает действовать самостоятельно. Он не испытывает радости от осознания того, что научился чему – то новому. Экспертную оценку деятельности ученика дает учитель. К сожалению, часто учитель не объясняет критерии выставления оценки, а иногда эти критерии исключительно количественные /правильно решил пять задач-«5», четыре задачи - получай «4», и так далее/. Но если ученик не понимает, почему именно такой отметкой оценена его деятельность, или не согласен с ней, то его последующие действия направлены не на коррекцию планирования деятельности или знаний, а на коррекцию мотива и целеполагания. И, в конце концов, у значительной части детей это приводит к нежеланию учиться вообще.
Этапы урока в модели «Экология и развитие».
1/ Мотивация. Актуализация знаний и постановка проблем.
Мотивация нужна на любом этапе урока, чтобы вызвать и сохранить познавательный интерес к теме урока. Создать мотив урока – это искусство учителя.
Мотив – «изюминка» урока /видеосюжет, интересный факт, красивый опыт, наглядность, путешествие в сказку, ролевая игра, музыка на уроке/.
Вторая цель мотивации – создать у учащихся ситуацию дискомфорта, ученик должен почувствовать, что ему чего не хватает, нужны дополнительные знания.
Этот этап урока имеет две основные задачи:
1/ актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы;
2/ создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала.
Приемы актуализации знаний очень разнообразны, например, на уроке чтения в 4б кл. по теме «Сказки А.С.Пушкина» одна группа учащихся читала наизусть отрывки из сказок Пушкина, другая группа угадывала «Из какой сказки звучал отрывок».
Затем использовался блиц – опрос, были предложены задания на карточках, для проверки которых использовался взаимоконтроль.
11/ Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала.
Учебная проблема может существовать в двух основных формах: как вопрос, не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое звание, и как тема урока. Решение учебной проблемы – это само новое знание. Таким образом, постановка учебной проблемы – это этап порождения вопроса или формирования темы урока, а поиск решения – это процесс исследования вопроса или темы, завершающийся открытием /пониманием/ нового знания.
А/ Постановка учебной проблемы.
На уроке учитель «проводит» учеников через звено постановки проблемы одним из трех возможных путей, каждый из которых вызывает у учащихся мотивацию к изучению новой темы, но имеет свой специфический эффект.
Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации.
Второй путь к учебной проблеме – подводящий диалог.
Третий путь – сообщение темы урока в готовом виде, но с применение специального мотивирующего приема / "яркое пятно в актуальность"/.

Физика. Проблемная ситуация.
Тема «Явление электромагнитной индукции».
Опыт: собираем электрическую цепь /катушка – гальванометр – постоянный магнит/.
Учитель двигает и выдвигает магнит, гальванометр показывает ток. Затем магнит вдвигается в катушку и оставляется в нем /гальванометр не показывает ток/.
Вопрос - Почему?
Дальше идет диалог, почему так происходит /с повторной демонстрацией опыта/.
На уроке истории по теме «Археологические раскопки» учитель в начале урока показывает детям шляпу и спрашивает, что они могут сказать об этой шляпе и ее владельце.
Целеполагание.
Ученик должен осознать: «Мне необходимо что – то освоить, чему – то научиться, приобрести определенные умения».
Планирование.
1. Сбор информации /какую взять информацию, из каких источников/.
2. Способы решения проблемы /опора на нравственный фактор/.
3. Постановка ориентировочной схемы действия, составление алгоритма действия.
Организация деятельности по достижению цели, реализация плана.
1. Совместное «открытие» знаний.
В процессе беседы учитель с помощью ребят «открывает» суть незнакомого детям явления или закона и показывает, как можно применять полученные знания.
На уроке учитель проводит учеников через звено поиска решения одним из 3 возможных путей. Каждый из них обеспечивает понимание нового знания, но имеет свой специфический, развивающий эффект.
Первый путь поиска решения лежит через выдвижение и проверку гипотез. Гипотеза – предложение, ложность или истинность которого и должна установить проверка.
Путь через гипотезы является наиболее сложным и для учителя и для школьников, поскольку в точности повторяет звено поиска решения в настоящем научном творчестве. Однако именно он развивает творческую способность учащихся к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез.
Второй путь поиска решения – подводящий диалог.
Третий путь – подводящий без проблемы диалог. Его единственное отличие от предыдущего заключается в том, что учитель сразу – без вопроса или темы – начинает урок с системы посильных заданий, которые подводят учеников к открытию нового знания.
2. Этап воспроизведения знаний.
Этап воспроизведения /проговаривания/ знаний имеет двоякий смысл: углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. На уроке учитель предлагает так называемые продуктивные задания, которые проводят школьников через два творческих этапа: выражение решения и реализацию продукта. Иначе говоря, выполняя задания, ученик самостоятельно и по – своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу. Новые знания на уроке школьники не столько должны запомнить, сколько усваивать способы их применения, используя разнообразные формы работ /это фронтальные, индивидуальные, групповые, парные, ролевые игры, задания на выбор, работа в разном темпе/.
У. Подведение итогов работы.
Этот этап очень важен и на него уходит довольно много времени. Ведь каждый из школьников выполняя свое задание и им при обсуждении результатов работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.
Подвести предварительный итог работы по данной теме можно несколькими способами:
1/ вспомнить важнейшие понятия в данной теме, связь их друг с другом и с другими темами
2/ поделиться опытом решения тех или иных задач.
Заключительное подведение итогов работы состоит из 2 этапов:
1/ Рефлексия
2/ Экспертная оценка.
А/ Рефлексия /самооценка/.
/Отражение/ - внутренняя самооценка, носящая эмоциональную окраску. Это самая важная стадия. Учащийся в процессе дела получает информацию о себе /от педагога, класса/, отвечают на вопросы:
1/ Что нового и интересного я узнал?
2/ Что полезного получил?
3/ Что из узнанного буду использовать в жизни?
4/ Что во мне изменилось в результате моей деятельности?
5/ Что еще хотел бы узнать?
6/ Что осталось непонятным?
Б/ Экспертная оценка.
От экспертной оценки зависит реакция ученика, которая может быть направлена.
А/ на разрушение мотивации /при отрицательной оценке/
Б/ на возврат к мотивации /если учитель заметил хотя бы небольшой успех ученика, показал пути совершенствования/. В этом случае процесс обучения выходит на 2-й виток, т.к. выход на коррекцию.
Для самооценки и самоконтроля можно использовать разнообразные «оценочные листы». Некоторые из них заполняются в начале и конце урока /поставить себе оценку в начале и конце урока/.
«5» - знаю, хочу узнать больше
«4» - знаком с проблемой, буду участвовать в обсуждении
«3» - знаю мало и хочу обсуждать проблему
«2» - ничего не знаю и не хочу обсуждать.
В начальной школе используется «дерево настроения». Какое у тебя настроение было в начале и конце урока.
Красный – тревога
Зеленый
Синий
Экспертная оценка.
Лозунг «Больше оценок – меньше отметок».
Учитель имеет возможность оценить работу каждого, используя фразы:
-«Ты сегодня молодец!»
-«Настоящий ученый!»
-«У тебя очень оригинальный путь решения».
-«На прошлом уроке ты работал лучше».
У1. Коррекция.
Создать условия, чтобы ученик сам исправил свои ошибки. Коррекция не может проводиться после рефлексии, только после экспертной оценки.
/- Чтобы учитель понял какие вопросы остались непонятными для детей.
- на какие вопросы дети хотели бы получить ответы,
- -что их заинтересовало, что их волнует/.

Консультанты! Поблагодарите самого лучшего помощника в вашей груп

Hosted by uCoz