ЭКСПЕРИМЕНТ

Концепция
МОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа».



А. Модель
В основе образовательной модели «Экология и развитие лежат теоретические положения современной психологии, разработанные Л.И.Божович, Л.С.Выготским, П.Т.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.А.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным и др. отечественными психологами, а также идеи зарубежных психологов К.Роджерса, Ж.Пиаже и др.
Методической основой модели является интегративно – гуманитарный подход. Этот подход разрабатывается Л.В.Тарасовым, начиная с 1988 года. Интегративно – гуманитарный подход предполагает одновременно интеграцию и гуманитаризацию процесса обучения /Л.В.Тарасов/, на наш взгляд, образовательного процесса в целом. Интеграция, гуманитаризация, гуманизация образования нашло отражение в более ранних научных трудах педагогов и психологов /Ш.А.Амонашвили, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, С.В.Кульневич, А.С.Макаренкко, А.Маслоу, А.В.Петровский, В.А.Сухомлинский, А.Н.Тубельский, К.А.Ушинский и др./.
Наш подход включает также идеи ученых, разрабатывающих проблемы экологии /С.С.Шварц, В.И.Вернадский, А.С.Данилевский и др./, экологического образования /С.В.Алексеев и др./.
Образовательный процесс школы строится на основе научных идей гуманистического направления в педагогике и психологии обозначенных выше авторов.
Ключевые понятия образовательной модели «Экология и развитие»
МОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа»:
Глобальная экология – междисциплинарная наука, охватывает человеческое общество в биосферном контексте и географической оболочке нашей планеты /Будыко, 1977г./.
Глобальная экология ставит акцент на системе «Человек – биосфера».
Экология – особое видение предмета от культуры до внутриклеточных процессов.
Экология человека - комплексное направление науки, изучающая закономерности взаимодействия окружающей космопланетарной среды, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование психофизических возможностей человека /Казначеев В.П./. Таким образом, экология человека концентрирует свое внимание на взаимоотношениях человека с его непосредственной /ближайшей/ средой, а также с другими людьми /Дедю И.И./.
Для нашей образовательной модели имеет основополагающее значение интеграция, органическое единство этих двух понятий.
Экологическое понятие предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого человека. Только осознание себя как части макромира, связанной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой /Третьякова Л./.
Экологичность – отказ от любых форм экспансии и форсированного формирования, ориентация на максимально личностно сообразные, ненасильственные и неманипулятивные / «экологически чистые» / способы влияния, обеспечивающие безопасную для ребенка среду, его душевное и психологическое здоровье и учитывающие индивидуальные особенности каждого.
Экологичность педагогического процесса – удовлетворенность всех субъектов деятельностью /содержанием, формами/ и взаимоотношениями.
Экологическое сознание – осознание разносторонней ценности природы и развитие мотивов ее охраны; понимание причин возникновения экологических проблем, владение методами самопознания, саморазвития, владение приемами деятельности по содействию в решении проблем охраны природы и человеческих отношений.
Экологическое сознание в совокупности его влияния на человека /А.В.Яблоков/:
-отказ от признания приоритета силы, от конфронтации, от гигантомании, от позиции покорителя и преобразования природы, человек – часть природы;
-требование сбалансированности процессов в природной техносфере и в сфере общественных отношений /антиэкологично – всегда безнравственно/;
-активность в сохранении и преобразовании окружающего мира;
-адекватная самооценка;
-степень ориентации на ценности «доброта», «терпимость», «сострадание», «чувство собственного достоинства», «порядочность», «бережное отношение к природе и ко всему живому», экология мысли и духа;
-наличие собственной точки зрения и умение отстоять ее цивилизованным способом.
К числу значимых ценностей МОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» мы относим: «человек», «природа», «здоровье» «гуманные отношения», «гуманность», «семья», «коллектив».
Основными принципами образовательной модели «Экология и развитие
МОУ «Плюсская средняя общеобразовательная школа» являются:
Природосообразность, интеграция, единство познания и деятельности, гуманизация, системность.
Основу модели школы составляет развивающая деятельность в единстве с комфортными отношениями на основе баланса знаний и методов.
Цели эксперимента.
1/ Определить и реализовать комплекс условий в образовательном процессе школы, способствующих становлению экологического сознания и поведения учащихся.
2/ Апробировать и внедрить в систему среднего образования новое содержание, современные формы, средства и методы обучения и воспитания, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения нравственного отношения к миру.
Задачи.
1/ Доработать и реализовать комплекс условий, способствующий формированию экологического сознания и поведения учащихся в учебно – воспитательном процессе школы.
Создать условия для формирования духовно – нравственной культуры.
2/ Предоставить учащимся право выбора содержания и форм образовательной деятельности.
3/ Разработать программу деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса.
4/ Совершенствовать систему мониторинга эффективности педагогического процесса.
5/ Повысить роль семьи в воспитательно – образовательном процессе школы.
На 1 ступени акцент делается на создание условий для восхищения ребенком многообразием живого природного мира и человека в нем, ощущения целостности мира, для возможности переживания прекрасного. В этом возрасте ведущей является учебная деятельность. В то же время мотивы учебной деятельности у детей в этом возрасте весьма различны – это и потребность в признании, в общении, в самоутверждении. Познавательные мотивы еще не устойчивы и нуждаются в поддержке со стороны учителя. В этом возрасте особое значение имеет атмосфера, в которой проходит обучение. Процесс обучения воздействует на развитие младшего школьника всей своей организацией. При этом так важен отбор учителем методов обучения.
Такие особенности младшего школьного возраста как «реактивность» детей на непосредственные впечатления, чуткость к эмоционально – образным моментам действительности, яркость воспитания, наглядная, образная память, богатство воображения дают педагогу возможность опираться на них при организации педагогического процесса и гуманных отношений в нем.
Одним из важнейших условий на этой ступени является непосредственный контакт ребенка с живой природой.
На 1 ступени особую роль играют семья, родители. Их включение в образовательный процесс обеспечивает единство в представлении мира ребенка. Эстетичность среды /и дома, и в школе/ возможно обеспечить только с участием родителей.
Ожидаемым результатом на этой ступени является освоение элементарной грамотности /чтение, письмо, счет/, навыки общения со сверстниками, комфортность самочувствия в классе, в школе, потребность в познании окружающего мира и себя, преобладание позитивного опыта переживаний при общении с живой природой.
На 11 ступени акцент делается на создание условий для понимания ребенком взаимосвязей целостного мира природы, в том числе человеческих отношений. К числу возрастных особенностей данного периода относится потребность учащихся к конструированию в своем сознании картины мира. К числу условий, обеспечивающих на этом этапе развития данной потребности, мы относим специальные интегративные предметы, методы их преподавания, а также особые характеристики личности педагога /высокий уровень общей культуры, развитое вариативное /вероятностное/ мышление, целостность и гармоничность мировоззрения. Кроме этого, через содержание учебных программ и через методы обучения осуществляется последовательная внутренняя интеграция различных базовых предметов на двух уровнях – на уровне взаимопроникновения и на уровне использования общих методологических принципов.
В этот возрастной период особую значимость для ребенка приобретает общение со сверстниками. Становление доброжелательных отношений, принятие подростка значимым для него кругом лиц позитивно влияет как на развитие способности понимать другого человека, сопереживать ему, так и процесс развития личности в целом.
Ожидаемым результатом 11 ступени является освоение уровня функциональной грамотности, устойчивость познавательной мотивации, позитивная динамика уровня эмпатии, исследовательский интерес.
На 111 ступени акцент делается на создании условий для осознания учащимися собственной роли и значимости в мире природы, его зависимости от преобразующей деятельности человека.
К числу важных условий относится развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности. Возможность самому проанализировать и спрогнозировать последствия действий /своих и других людей/. Особую актуальность приобретает смыслопоисковая деятельность, потребность понять свою роль и предназначение в мире, определиться в дальнейшем жизненном пути, в выборе профессии. На этой ступени особую важность приобретает возможность выбора содержания и формы образования, а также специальные формы и приемы индивидуальной и коллективной рефлексии. Важное значение имеет результативность деятельности старшеклассников, значимость результатов для школьного и местного сообщества, открытость информации.
Ожидаемым результатом этой ступени являются освоение ключевых компетентностей, высокий уровень экологичности создания и поведения, освоение методов научного познания, методов саморазвития.
Эффективность педагогического процесса по реализации образовательной модели «Экология и развитие» можно изучить по следующим критериям и показателям.

Критерии Показатели
Личностные
Ключевые компетентности:
-ключевые интеллектуальные умения
-базовые знания
-универсальные способы деятельности
-социальный опыт
-самооценка
-здоровье
2. Экологичность сознания и поведения
Показатели 111 ступени /рубежные/
-потребность участия в природоохранной деятельности
-степень сформированности навыков самопознания и саморазвития
-степень содействия в решении проблем другого человека
Показатели 11 ступени
-умение выделить причинно – следственные связи в мире природы и человеческих отношений
-уровень эмпатии
Показатели 1 ступени
-характер переживаний при общении с живой природой
-степень целостности восприятия окружающего мира

Процессуальные
Гуманизация педагогического процесса
-Удовлетворенность субъектов педагогического процесса содержанием, формами, режимом, управлением.
-Удовлетворенность субъектов педагогического процесса взаимоотношениями.
-Степень психолого – педагогической компетенции субъектов педагогического процесса.
-Степень обновления целей, содержания, технологий, учебно – методической и материально – технической оснащенности.


Статус школы
-Достижения школы и конкретных людей.
-Конкурентноспособность выпускников.
-Степень информированности местного сообщества о деятельности школы.

Содержание эксперимента.

А. Этапы.

I. Этап, подготовительный /май 2006-май 2007/

Задачи этапа.

1/ Подготовка аналитического отчета по результатам работы школы в модели «Экология и развитие».
2/ Проведение итогового педсовета и итоговой научно – практической конференции.
3/ Обобщение опыта работы школы по теме «Формирование экологического сознания и поведения школьников.
-Подготовка диагностико – аналитических материалов;
-Публикация методических разработок личностно – ориентированных уроков с использованием новых технологий обучения,
подготовка сборника научно – исследовательских работ педагогов и учащихся, интеллектуальных игр экологической направленности,
описание технологии мониторинга степени результативности и качества образовательного процесса,
описание разработки и реализации ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ школы «Экология и развитие».
-Обобщение опыта работы по экспериментальным программам:
-«Школа 2100» /А.А.Леонтьев/ 1-4 кл.
-литература /А.Г. Кутузов/
-физика /Г.Н.Степанова/
-окружающий мир 1-6 кл. /Л.В.Тарасов/
-экология 9-10 кл. /А.А.Алексеев/
-немецкий, как второй иностранный язык /7-11 кл./

4/ Коррекция концепции развития школы.

-Создание новой творческой группы для развития эксперимента; утверждение новых творческих лабораторий.
-Ознакомление педагогов с теоретическими и технологическими аспектами предстоящей деятельности.
-Ознакомление учащихся и родителей с ключевыми идеями концепции дальнейшего развития школы.
-Разработка комплексно – целевой программы «Экология человека».
-Ознакомление педагогов с нормативными документами по охране здоровья участников образовательного процесса.
-Разработка и утверждение системы критериев для оценки здоровьесберегающей деятельности школы.

II этап, практический /июнь 2007-июнь 2009г./

Задачи этапа:

1. Апробация экспериментальных программ:
1/ Программа А.А.Леонтьева «Школа 2100» в 5-9 классах
-риторика /Т.А.Ладыженская/
-биология /А.А.Вахрушев, С.Н.Ловягин/
-география /В.А.Кошевой, И.В.Душина/
-математика 5,6 /А.Г.Мордкович/
-история /С.В.Колпаков, В.А.Рогожкин/
-окружающий мир 5 /А.А.Вахрушев, С.Н.Ловягин/.

2/ Программа «Экология и развитие»

-Я – человек /3,4 кл. Л.В.Тарасов/
-окружающий мир 5,6кл. /Л.В.Тарасов/

3/ Пропедевтический курс информатики

5-7 кл. /Н.В.Макарова, Н.Д.Угринович/

4/ Иностранный язык со 2 кл.:

-английский язык /М.З.Биболетова/
-немецкий язык /И.Л.Бим/
-английский язык повышенного уровня 7-11кл. /О.Л.Гроза/

5/ Апробация программы по психологии «Тропинка к своему я» /О.В.Хухлаева/ - начальная школа; программа «Успех» /Савченко М.Ю./-6-7 класс;


6/ Разработка и апробация программ элективных курсов.
Введение элективных курсов по пропаганде здорового образа жизни для 8,9 классов / «Здоровье школьника», «Оказание первой медицинской помощи», «Медицинская география», «Мир общения» Л.Апп 9 кл., «Лабиринты Я» 8 кл. и т.д./.

2. Поиск адекватных новому содержанию технологий, форм, методов обучения и воспитания:
- технология уровневой внутриклассной дифференциации,
-здоровьесберегающие технологии
-работа со слабоуспевающими и ассоциальными детьми
-диагностика психолого – педагогического состояния класса и навыки мотивации учебной деятельности учащихся.
3. Разработка программы «Экология человека» и интеграция данного курса с содержанием учебных программ.
4. Отработка технологии мониторинга, накопление банка диагностических методик:
-изучение рациональной организации учебного процесса;
-мониторинг « Валеологический аспект урока».
-оценка здоровьесберегающей деятельности в классе;
-уровень физического развития и физической подготовленности;
-уровень заболеваемости;
-мониторинг педагогической компетентности педагогов;
-комфортность самочувствия педагогов и учащихся;
-мониторинг личностных достижений учащихся.
5. Реализация диагностики по проблемам и результатам:
-совещания при директоре «Рациональная организация учебного процесса» с участием медработника, повара, СЭС, членов родительского комитета и попечительского совета;
-педагогического совета «Валеологические потенциалы урока»
-конференция «Школа – пространство здорового образа жизни» с участием выпускников, родителей, партнеров;
-педсовет «Педагогическая компетентность педагога и сотрудника школы «Экология и развитие»; по итогам 2-х лет реализации программы.
6. Создание общественного Совета по здоровью, Ассоциации выпускников.
7. Организация работы клуба «Экология человека».
8. Создание службы психологической и медико – социальной поддержки и организация ее работы по следующим направлениям:
-психологическое просвещение педагогов через семинары, практикумы, тренинги
-психологическое консультирование и просвещение родителей /семейные консультации/
-уроки психического здоровья в начальной школе по программе А.В.Хухлаевой «Тропинка к своему я»
-психологическое сопровождение учащихся 9,11кл. при подготовке учащихся к экзаменам
-развивающая и коррекционная работа с учащимися.
9. Разработка в рамках Карты развития учащегося и паспорта здоровья.
10. Введение 0.5 ставки педагога – валеолога.
11. Обучение валеолога и классных руководителей на курсах повышения квалификации и заседаниях МО классных руководителей.
12. Продолжение деятельности НОУ, научно – исследовательская работа педагогов и учащихся по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
13. Составление экологического паспорта школы с практическими рекомендациями для улучшения экологической обстановки школы.
14. Совершенствование работы клубов в направлении «Нравственное здоровье школьника»
1/ Работа клубов «Патриот», «КИД», «Экос», работа школьного музея и комнаты «Боевой славы», совета старшеклассников, Пресс-центра, «Школа выживания», «Юный пожарник».
15. Обновление нормативно – правовой базы:
-положение о конкурсе «Лучший классный коллектив»,
-«Самый классный классный»,
-положение о Совете по здоровью,
-положение о клубе «Экология человека»
-положение о клубе семейного общения,
-положение о мониторинге результативности и качестве учебно – воспитательного процесса.
16. Организация совместной творческой деятельности учащихся и родителей на базе школы:
-клуб «Экология человека»,
-праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» для учащихся 1-6 кл.
-клуб семейного общения,
-уроки семейного общения,
-рубрика «Семейный клуб» в местной газете «Плюсский край».
17. Обновление ресурсного обеспечения:
-Реализация проектов «Документация в электронном виде», «Рабочее место директора» «Рабочее место психолога», «Партнерство с наукой», «Кабинет психологической разгрузки», «Приобретение аппарата БОС», «Выездной семинар педагогов».
-Приобретение спортивного оборудования и спортивного снаряжения.

III этап, обобщающий /август 2009-август 2010/.

1. Подготовка аналитического отчета по результатам эксперимента.
2. Научно – практическая конференция педагогов школы, родителей. Взаимодействие семьи и школы в формировании экологического сознания и поведения «школьника».
3. А/ Подготовка диагностико – аналитических материалов об итогах экспериментальной работы. Создание банка диагностических методик.
«Система мониторинга эффективности педагогического процесса школы». Дополнить банк диагностическими материалами:
–мониторинг личностных достижений учащихся педагогической компетентности педагогов
-мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности учащихся
-мониторинг изучения рациональной организации учебного процесса
Б/ Анализ экспериментальных программ
-«Школа 2100» /А.А.Леонтьев/ 1-9 кл.
-пропедевтический курс информатики 5-7кл.
-информатика 7-9 кл.
-иностранный язык со 2 кл. /2-9кл./
-сравнительный анализ УМК по математике /И.Г.Мордкович и Л.Г.Петерсон/
-сравнительный анализ УМК по английскому языку /Гроза и Кузовлев/
В/ Анализ и описание результативности целевых программ и элективных курсов.
4. Создание фонда методических разработок и подготовка рекомендаций по следующей тематике:
-школа «Экология и развитие»: 100-летний Юбилей и ежедневный поиск.
-авторские программы элективных курсов по сохранению здоровья учащихся
-кл. часы «Будь здоров!»
-разработки уроков с использованием здоровьесберегающих техник и технологий
-разноуровневые зачетные задания
-обобщение опыта работы службы психолого – педагогической и методико – социальной поддержки
-описание технологии мониторинга результативности и качества деятельности школы
-организация работы ШНО.
5. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития образовательного учреждения.


НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ШКОЛЫ

УРОК В МОДЕЛИ "ЭКОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ"

АНАЛИЗ УРОКА В МОДЕЛИ "ЭКОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ"

Hosted by uCoz